Кто такой чичисбей? Никогда бы не узнала, если бы не прочитала заметку об итальянских женщинах в старинном русском журнале 1795 года. Статья называлась "Картина Венеции или к щегольству и моде венецианским относящиеся замечания" В этой статье автор освещает любопытные вопросы обхождения с женщинами в Венеции 18ого века.
Все начинается с того, что в Италии, 17ого-18ого века вопрос девичьей скромности и чести был крайне важен при её выдаче замуж. Девичью честь и репутацию родители девицы оберегали как могли. В старину, уважаемый венецианец хвалился тем, что дочь его не бывала в обществе мужчин до тех пор, пока не видел её тот человек, которому она определена была супругою. В семействах, в которых жили девицы на выданье, старались по возможности избегать того, чтоб дом их часто посещали молодые мужчины. А если вдруг и случалось кому зайти, девиц высылали из гостиной комнаты. Венецианец мог своему молодому приятелю откровенно заявить, что он был бы рад принять его у себя дома, но так как у него дочери "на возрасте", "честь их может пострадать и в обществе самого беспорочного мужчины".
А самым верным способом сберечь невинность дочерей было отправить их в монастырь до момента выдачи замуж. Автор статьи описывает девушек, проведших свою юность в монастыре, а потом выданных замуж, как робких, теряющихся в общении, и сразу выдающих тот факт, что были они воспитаны в неволе. НО - все очень быстро менялось, после того, как девушка становилась замужней дамой и обретала вполне себе настоящую свободу. Побыв скромной буквально пару месяцев, дама быстро осваивалась в окружающей обстановке и "вся монастырская застенчивость пропадала до последней складочки и часто в компании одну её только и слышишь" И так как браки знатных дам заключались не по нужде сплавить их на содержание мужу, а из политических соображений, то женщины были в достаточно независимом положении от своих мужей.
И тут то и начинается история с "чичисбеями". В первый год после свадьбы должна была жена посещать все публичные места со своим мужем. Выйти одной в свет было недопустимо. Даже выйти одной со двора и дойти до церкви нельзя было. И чем знатней была дама - тем больше было "недопустимостей". После того как женщина теряла статус "молодой" - это после рождения первого ребенка - ей уже не обязательно было везде таскать своего мужа. А мужья у знатных дам всегда были люди очень занятые, и возможности их везде сопровождать у них не было. И женщина избирала себе Чичисбея.
Чичисбей - это такой приятный мужчина, который должен был сопровождать замужнюю даму по всем публичным местам вместо её мужа. И варианты тут были разные. Это мог быть какой-нибудь приятный богатый кавалер, дарившей своей госпоже не только своё постоянное внимание, но еще и ценные подарки. А мог быть, как в большинстве случаев, наемный так сказать сотрудник, которого женщина должна была полностью обеспечивать. Бывало, что муж сам помогал с выбором, и назначал кого-нибудь из своих приятелей. Любым чичисбеям запрещалось вести прочие рабочие дела, иметь отношения с другими дамами, даже смотреть на других дам, а тем более делать им комплименты. Настоящий чичисбей обязан был проводить сутки напролет со своей госпожой, беспокоясь об её увеселении, выполнять любые ее прихоти и капризы. Работа, как признает и сам автор статьи- так себе. Не из приятных.
Постепенно, к традиции заводить себе чичисбеев подтянулись и дамы из мещанского сословия, которые долгое время с завистью смотрели на подобное преимущество дворянок. Таким образом, этот этикет сделался общим во всех сословиях. И "ныне, жена ремесленника, живущая по моде, так же имеет своего Чичисбея, как и первостепенная дама."
В общем, несложно догадаться какие именно прихоти в итоге частенько исполняли эти самые чичисбеи, при постоянно отсутствующих мужьях. Мало того, небогатым женщинам приходилось еще и по уши влезать в долги, для содержания такого чичисбея. Осуждение со стороны мужей воспринималось как излишняя ревнивость и дурной тон. Бедные мужья всё это вынуждено терпели достаточно долгое время, но в итоге их это начало порядком напрягать. Иногда вся эта санта-барбара доводила до серьезных раздоров и даже обращений за разводами, по причине того, что муж мог невзлюбить выбранного женой Чичисбея и отказывался терпеть его в своём доме.
В итоге, венецианские мужчины, включая и самых знатных, начали открыто выступать за уничтожение "чичисбейства". Стали заключать при женитьбе брачные контракты, в которых прописывалось, что не будет в доме никаких чичисбеев. И поэтому венецианским женщинам ничего не оставалось делать, как начать снова совершать публичные вылазки из дома в сопровождении своих мужей, когда у тех находилось на это время.