481 подписчик

Мужчина-чичисбей и странные нравы знатных дам 18ого века.

27K прочитали
Чичисбей. Л.Пенелато. Гравюра  1790 года.
Чичисбей. Л.Пенелато. Гравюра 1790 года.

Кто такой чичисбей? Никогда бы не узнала, если бы не прочитала заметку об итальянских женщинах в старинном русском журнале 1795 года. Статья называлась "Картина Венеции или к щегольству и моде венецианским относящиеся замечания" В этой статье автор освещает любопытные вопросы обхождения с женщинами в Венеции 18ого века.

Все начинается с того, что в Италии, 17ого-18ого века вопрос девичьей скромности и чести был крайне важен при её выдаче замуж. Девичью честь и репутацию родители девицы оберегали как могли. В старину, уважаемый венецианец хвалился тем, что дочь его не бывала в обществе мужчин до тех пор, пока не видел её тот человек, которому она определена была супругою. В семействах, в которых жили девицы на выданье, старались по возможности избегать того, чтоб дом их часто посещали молодые мужчины. А если вдруг и случалось кому зайти, девиц высылали из гостиной комнаты. Венецианец мог своему молодому приятелю откровенно заявить, что он был бы рад принять его у себя дома, но так как у него дочери "на возрасте", "честь их может пострадать и в обществе самого беспорочного мужчины".

А самым верным способом сберечь невинность дочерей было отправить их в монастырь до момента выдачи замуж. Автор статьи описывает девушек, проведших свою юность в монастыре, а потом выданных замуж, как робких, теряющихся в общении, и сразу выдающих тот факт, что были они воспитаны в неволе. НО - все очень быстро менялось, после того, как девушка становилась замужней дамой и обретала вполне себе настоящую свободу. Побыв скромной буквально пару месяцев, дама быстро осваивалась в окружающей обстановке и "вся монастырская застенчивость пропадала до последней складочки и часто в компании одну её только и слышишь" И так как браки знатных дам заключались не по нужде сплавить их на содержание мужу, а из политических соображений, то женщины были в достаточно независимом положении от своих мужей.

И тут то и начинается история с "чичисбеями". В первый год после свадьбы должна была жена посещать все публичные места со своим мужем. Выйти одной в свет было недопустимо. Даже выйти одной со двора и дойти до церкви нельзя было. И чем знатней была дама - тем больше было "недопустимостей". После того как женщина теряла статус "молодой" - это после рождения первого ребенка - ей уже не обязательно было везде таскать своего мужа. А мужья у знатных дам всегда были люди очень занятые, и возможности их везде сопровождать у них не было. И женщина избирала себе Чичисбея.

Чичисбей - это такой приятный мужчина, который должен был сопровождать замужнюю даму по всем публичным местам вместо её мужа. И варианты тут были разные. Это мог быть какой-нибудь приятный богатый кавалер, дарившей своей госпоже не только своё постоянное внимание, но еще и ценные подарки. А мог быть, как в большинстве случаев, наемный так сказать сотрудник, которого женщина должна была полностью обеспечивать. Бывало, что муж сам помогал с выбором, и назначал кого-нибудь из своих приятелей. Любым чичисбеям запрещалось вести прочие рабочие дела, иметь отношения с другими дамами, даже смотреть на других дам, а тем более делать им комплименты. Настоящий чичисбей обязан был проводить сутки напролет со своей госпожой, беспокоясь об её увеселении, выполнять любые ее прихоти и капризы. Работа, как признает и сам автор статьи- так себе. Не из приятных.

Постепенно, к традиции заводить себе чичисбеев подтянулись и дамы из мещанского сословия, которые долгое время с завистью смотрели на подобное преимущество дворянок. Таким образом, этот этикет сделался общим во всех сословиях. И "ныне, жена ремесленника, живущая по моде, так же имеет своего Чичисбея, как и первостепенная дама."

В общем, несложно догадаться какие именно прихоти в итоге частенько исполняли эти самые чичисбеи, при постоянно отсутствующих мужьях. Мало того, небогатым женщинам приходилось еще и по уши влезать в долги, для содержания такого чичисбея. Осуждение со стороны мужей воспринималось как излишняя ревнивость и дурной тон. Бедные мужья всё это вынуждено терпели достаточно долгое время, но в итоге их это начало порядком напрягать. Иногда вся эта санта-барбара доводила до серьезных раздоров и даже обращений за разводами, по причине того, что муж мог невзлюбить выбранного женой Чичисбея и отказывался терпеть его в своём доме.

В итоге, венецианские мужчины, включая и самых знатных, начали открыто выступать за уничтожение "чичисбейства". Стали заключать при женитьбе брачные контракты, в которых прописывалось, что не будет в доме никаких чичисбеев. И поэтому венецианским женщинам ничего не оставалось делать, как начать снова совершать публичные вылазки из дома в сопровождении своих мужей, когда у тех находилось на это время.