МИЗОГИНИЯ ИЛИ КАК ТРУДНО БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ

17K прочитали

Начиналось все, как будто бы, неплохо. В индийском эпосе «Махабхарата» говорится, что в древности «женщины были свободны и блуждали повсюду, по своему желанию, в полной независимости. Если они в своем юном неведении покидали мужчин, им это не ставилось в вину: таков был закон в то время». С появлением собственности положение женщины существенно изменилось. По праву сильного, мужчина превратил ее в товар. Женщину покупали, продавали, похищали, выменивали, совершенно не спрашивая ее согласия. Последствия товарно-денежных отношений оказались для женщины ужасными.

  Начиналось все, как будто бы, неплохо. В индийском эпосе «Махабхарата» говорится, что в древности «женщины были свободны и блуждали повсюду, по своему желанию, в полной независимости.

Шестой царь вавилонской династии Хаммурапи (ок. 1810 – ок. 1750 до н.э.) составил свод законов, который высечен аккадской клинописью на камне. Ныне диоритовая стела высотой 225 м хранится в Лувре. Кодекс Хаммурапи состоит из 282 параграфов, 59 из которых получили название «Зеркало женщины». Они касаются свадебных обрядов, выплаты приданого, разводов, усыновлений, наказаний за неверность и т. п. 

  Начиналось все, как будто бы, неплохо. В индийском эпосе «Махабхарата» говорится, что в древности «женщины были свободны и блуждали повсюду, по своему желанию, в полной независимости.-2

Согласно закона, мужчина являлся безусловным главой семьи, собственником жены и детей. Состоятельный человек мог иметь одну главную жену и еще несколько наложниц. Замужество было принудительным и осуществлялось по выбору родителей или опекунов. Хотя теоретически девушка могла воспротивиться родительской воле, на деле это означало полное поражение прав и даже лишение жизни. Разводы происходили только по инициативе мужа и не составляли никаких трудностей, особенно если брак был бездетным. В 1250 г. до н. э. правитель финикийского города-государства Угарит Аммистамру II отделался от жены, сославшись на  головную боль, которую она, якобы, у него вызывала. Муж мог отдать свою жену или дочь в залог и даже убить за измену. 

  Начиналось все, как будто бы, неплохо. В индийском эпосе «Махабхарата» говорится, что в древности «женщины были свободны и блуждали повсюду, по своему желанию, в полной независимости.-3

В Древней Греции главной женской добродетелью считалось беспрекословное подчинение отцу и будущему мужу. «Благочестива, скромна, целомудренна. Пряла шерсть» - такие эпитафии часто встречаются на античных женских надгробиях. Даже культурные и образованные современники-мужчины разделяли теорию мизогинии (женоненавистничества). Наиболее известным литературным памятником мизогинии считаются 118 ямбов Симонида (VII в. до н.э.), в которых он сравнивает женщин с различными животными и приписывает им всевозможные слабости и пороки. 

  Начиналось все, как будто бы, неплохо. В индийском эпосе «Махабхарата» говорится, что в древности «женщины были свободны и блуждали повсюду, по своему желанию, в полной независимости.-4

По словам героя трагедии Еврипида «Ипполит»:

«Зачем, о Зевс, на горе смертным, женщинам

Ты дал место под солнцем? Если род людской

Взрастить хотел ты, разве без этого

Коварного сословия обойтись не мог?

Что жены – зло, тому примеров множество.

Отец, чтоб дочь родную поскорее сбыть

И бед не знать, дает за ней приданое

Супругу…»

Впрочем, случались редкие исключения из правил. В ряде документов упоминается участие женщин в общественной и религиозной жизни. Женщины могли обучаться профессиям писцов и акушерок, специализироваться в изготовлении лекарственных препаратов. Законом предусматривалось право женщины на владение собственностью и рабами, правда, с согласия мужа или отца. Среди женщин было немало прорицательниц и жриц, которые даже участвовали в написании законов.

Аглаоника ( II век до н. э.) первая женщина-астроном Древней Греции.
Аглаоника ( II век до н. э.) первая женщина-астроном Древней Греции.
Агнодика, известная афинская акушерка.
Агнодика, известная афинская акушерка.
Гипатия Александрийская (350/370 (?) — 415), философ, математик, астроном.
Гипатия Александрийская (350/370 (?) — 415), философ, математик, астроном.

Первые века христианства прошли под знаком напряженной борьбы с  пережитками языческих культов. Иисус, сын Божий, никогда не осуждал женщину как существо греховное и нечистое, признавал за ней равные права с мужчиной. Однако, тяжкие условия жизни, болезни, произвол одних и бесправие других привели к поиску внутреннего врага. И очень скоро причиной всех несчастий была объявлена женщина. Возродились настроения мизогинии, характерные для античных времен. Впрочем, полностью они не исчезали никогда.

Уже апостол Павел исказил проповеди Христа и указал женщине ее место: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева.» Первое послание к Тимофею, 2, 11-14. В Первое послание к коринфянам Павел, подобно Аристотелю, объявляет женское начало «изуродованным мужским».

Крупнейший христианский теолог и писатель Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160 - после 220) обрушился на женщин с яростными нападками.  

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан
Квинт Септимий Флорент Тертуллиан

С его нелегкой руки обличение плотской любви и женщин превратилось в традицию. Святой Антоний с пеной у рта доказывал, что женщина «глава преступления, рука дьявола. Когда ты видишь женщину, то знай, что перед тобой не человек, не дикий зверь, а дьявол самолично. Голос ее – шипенье змеи». «Женщина, - вторит святой Иероним, - путь нечестия, укушение скорпионово», она «виновница зла, причина падения, гнездилище греха, она соблазнила мужчину в раю, она соблазняет его на земле, она увлечет его в бездну ада». Средневековый демонолог Вильгельм Овернский утверждал, что черти всегда являются под видом женщин, между тем, как добрые ангелы принимают образ мужчин. По его мнению, женщина должна «покрываться краской стыда при одном только сознании, что она женщина». А на Маконском соборе в 585 г. со всей серьезностью обсуждался вопрос, является ли женщина человеком вообще. Впрочем, большинством в один голос церковники решили этот вопрос положительно.

«…одним словом, рассматривается, человек ли женщина или не человек? Ну и, разумеется, торжественно доказывается, что человек.» Ф.Достоевский. Преступление и наказание.

В новейшей истории одним из убежденных апологетов женоненавистничества считается маркиз де Сад. Идеи нравственной и физиологической неполноценности женщин высказывались философами Ф.Ницше, А.Шопенгауэром, О.Вейнингером, писателем А.Стриндбергом и др.

Женоненавистники (англ. Womanthrope), лица муж. пола, испытывающие неприязнь к женщинам.

“Это был уже страстный, убежденный женоненавистник, и переубедить его было невозможно.» А.Чехов. Ариадна.

Идеи мизогинии и женоненавистничества не изжили себя до сих пор. Однако, открыто высказывать их в наш политкорректный либерально-демократический век  не рекомендуется. Разве только, в шутливой форме:

“Женщины носят чулки и колготки
И равнодушны к проблемам культуры.
20% из них - идиотки.
30% - набитые дуры.
40% из них - психопатки.
Это нам в сумме дает 90.
10% имеем в остатке.
Да и из этих-то выбрать не просто.” И.Иртеньев.

Все самое интересное см.: http://doc-libido.ru/